Доступная среда

​​ИНФОРМАЦИЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ:

​​​Наличие специально оборудованных учебных кабинетов:

Специальных условий для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих ДОУ, не требуется

Объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, приспособленные для использования с детьми инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

В детском саду имеются: кабинет педагога-психолога, сенсорная комната, кабинет учителя-логопеда, в которых имеются игровые пособия для развития внимания, памяти и мышления воспитанников, а также другое интерактивное оборудование для организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.

Библиотека (и), приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Библиотек, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не имеется. Библиотека как самостоятельная структурная единица в ДОУ отсутствует. Библиотечный фонд для обеспечения методической работы и образовательного процесса расположен в методическом кабинете.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. 

Для этого в ДОУ оборудован:

- 2 физкультурными залами, в которых проводятся утренняя гимнастика, ООД, физкультурные досуги, праздники и развлечения;

- тренажерный зал;

- 2 бассейна;

- 2 спортивные площадки

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

В Учреждении созданы специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ. 

К специальным условиям относятся: 

- разработка адаптированной образовательной программы;

- организация коррекционно-развивающей деятельности;

- создание развивающей предметно-пространственной среды;

- осуществление психолого-педагогического сопровождения;

- соблюдение допустимого уровня нагрузки;

- обеспечение эффективного планирования и реализации в организации  образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, режимных моментов с использованием вариативных форм работы; 

- реализация комплексного взаимодействия, творческого и профессионального потенциала специалистов  при реализации АОП.

Применяется:

  • Комплекс «Класс Здоровье - МАЛЫШ» для групповых коррекционно-профилактических занятий с детьми дошкольного возраста:

​           - программно - индикаторный комплекс для обучения диафрагмальному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции по методу БОС (Программно-индикаторное устройство модель «Волна-03-М»)

           - программно - индикаторный комплекс для воспитания здоровой осанки, не медицинской коррекции, предотвращения развития двигательных нарушений по методу БОС (Программно-индикаторное устройство                           модель «МИО-02»); 

           - программно - индикаторный комплекс для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции по периферической температуре по методу БОС (Программно-индикаторное устройство модель «Терм-01»);

           - развивающе-коррекционный комплекс с видеобиоуправлением.

  • Интерактивная панель с комплексом интерактивных развивающих игр «Безопасность: ПДД».
  • Стол с песком, световой. Песочная терапия является эффективным средством для сенсорно-моторного и общего развития детей, особенно для детей с особыми потребностями в развитии. Песочная терапия является способом самовыражения ребёнка, позволяет ему во время игры рассказать о своих проблемах, подсознательных страхах и избавиться от них, а также снять эмоциональное напряжение.
  • Интерактивные доски, проекторы - незаменимый инструмент для организации самостоятельных и коллективных форм работы. Использование интерактивной доски в Учреждении, значительно расширяет возможности предъявления информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, а игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность и способствуют усвоению материала.
  • Интерактивный пол – современный метод развлечения и образования детей. Использование специальных методических пособий и дидактических материалов позволяет ребенку с ОВЗ полноценно развиваться как личности в условиях всех видов детской деятельности.
  • Фиберооптический душ - идеально использовать для релаксации в сочетании со спокойной музыкой или сказками для детей, также это хороший способ провести беседу психолога с ребенком. Фиброптические волокна приятно брать в руки, они завораживают переливанием цвета, своей красотой, легкостью в прикосновении к ним, их можно сгибать, перебирать, выполнять различные действия руками, а отражение этих волокон в зеркале, доставляет огромное удовольствие от визуальных образов, создаваемых этим отражением.
  • Воздушно-пузырьковая колонна - используются для развития зрительного восприятия, формирования фиксации взора, концентрации внимания, эмоционального расслабления; вибрация колонны способствует развитию тактильных ощущений.
  • Сухой бассейн.Бассейн, с мягкими стенками, наполнен пластмассовыми шариками. Назначениерелаксация, снятие напряжения, глубокая мышечная релаксация.
  • Кресло-груша (пуфик c гранулами). Пуфы и подушечки для сенсорной комнаты наполнены гранулами из пенополистирола. Благодаря этому они легко принимают форму тела и обеспечивают ему надежную поддержку. Их поверхность способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ними частей тела. Особый наполнитель оказывает мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.
  • LED – панель- флуорисцентная панель для рисования. Назначение: развитие творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, цветовосприятия, релаксация, осветительный элемент сенсорной комнаты.
  • Интерактивная акустическая панель «Радуга» — светозвуковаяпанель для сенсорной комнаты. При увеличении интенсивности звука происходит последовательная засветка секторов слева направо. Чем выше интенсивность звука, тем больше секторов подсвечивается. Назначение: световой элемент сенсорной комнаты, развитие причинно-следственных связей, цветового и звукового восприятия, игровой элемент. Показан детям с нарушением зрения, слуха, для общего развития.
  • Панно «Звездное небо» с мерцающими звездами и планетами на фоне темного неба, является необходимым компонентом сенсорной комнаты.Занятия с этим панно способствуют развитию зрительных ощущений, концентрации внимания, снятию напряжения. Панно обладает эффективным расслабляющим воздействием.
  • Интерактивная песочница iSandBox Small предназначена для организации досуга, посредством тактильного взаимодействия с песком, визуальных и акустических эффектов.
  • Консоль XBOX ONE.
  • Светильник «Аквариум».
  • Соляная лампа (солевые лампы) – это светильники, плафон которых изготавливают из кристаллической каменной соли. При свечении соль, цвет и свет оказывают лечебное воздействие на человека. Такое воздействие называют спелеотерапией, она основана на вдыхании целебной соляной пыли. Устроена соляная лампа достаточно просто: в специально просверленной лунке кристалла соли вмонтирована лампа накаливания, при нагреве которой соль разогревается и происходит ионизация воздуха.
  • Пособия и оборудование по педагогической системе М.М. Монтессори:

           - рамки с застежками;
           - коричневая лестница;
           - розовая башня;
           - блоки цилиндров;
           - цветные цилиндры;
           - шумовые цилиндры;
           - весовые цилиндры;
           - геометрические тела;
           - числа и чипсы;
           - коробка с веретенами;
           - шершавые цифры;
           - биноминальный куб;
           - шероховатые таблички;
           - тактильные цифры;
           - тепловые дощечки;
           - цветные таблички;
           - модуль для развития запястья с движением по проволоке;
           - модуль для развития запястья с движением по прорези;
           - модуль для развития стереогностического чувства.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации:

- на дверях входа и выхода имеются желтые информационные метки-наклейки;

- на лестницах расположены настенные метки для слабовидящих людей;

- при входе на территорию детского сада имеется стенд с информацией об учреждении. Он выполнен рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне; 

- входная лестница оборудована пандусом с поручнями

- при входе в здание имеется звонок. Доступ в здание обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица. В настоящий момент состояние доступности ДОУ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья оценивается как частично доступное, избирательно для разных категорий инвалидов, а также условно доступное (с дополнительной помощью).

Специальные условия питания воспитанников:

Учреждение обеспечивает сбалансированное питание воспитанников в соответствии с их возрастом и временем пребывания в Учреждении по нормам, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Создание отдельного меню для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. 

Специальные условия охраны здоровья:

В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ДОУ  имеется медицинский кабинет , процедурный, 2 изолятора.  В штате учреждения медицинского работника нет. Медицинское обслуживание осуществляется по договору  с БУ ХМАО-Югры «Пыть-Яхская окружная клиническая больница» , в рамках которого: организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические мероприятия   по предупреждению заболеваний  среди воспитанников (профосмотры).

Для реализации коррекционной помощи в учреждении организована работа психолого педагогического консилиума (ППк), который функционирует на основании действующих нормативно - правовых документов. Работа ППк в учреждении осуществляется на основании разработанного плана на учебный год. Проводятся как плановые, так и внеплановые заседания ППк с участием специалистов, воспитателей и родителей.

Целью  ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого - педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с ТПМПК.

Приоритетным направлением деятельности учреждения является физическое развитие детей. В учреждении создан ряд условий для укрепления и сохранения психического и физического здоровья детей, полноценного физического развития, воспитания потребности в здоровом образе жизни. Разработана модель физкультурно-оздоровительной работы, с применением здоровьесберегающих технологий, которая включала в себя работу с детьми, родителями, педагогами и социальными институтами. В основу создания модели положены технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип-учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ строилась с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

Система комплексной диагностики включает в себя:

  • регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
  • периодический осмотр специалистами детской поликлиники;
  • педагогическая диагностика общей физической подготовленности детей;
  • определение соответствия образовательной среды возрастным, индивидуальным особенностям детей, состоянию их здоровья;
  • своевременное выявление факторов риска для здоровья воспитанников и их развития;
  • психологическое обследование детей с целью сохранения психического здоровья детей.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным системам, приспособленным для использования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Доступ к информационным системам детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусмотрен в работе с учителем-логопедом (дефектологом), педагогом-психологом.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ  не имеется. 

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:

Специальных технических средств обучения для коллективной и индивидуальной работы для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в соответствии с заключение ТПМПк не требуется

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Не предусмотрено

Жилые помещения в общежитии, интернате, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Не предусмотрено